Четверг, 02.05.2024, 09:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование здорового образа жизни на уроках русского языка и литературы.

Формирование здорового образа жизни на уроках русского языка и литературы.


 

В настоящее время здоровье подрастающего поколения является одной из проблем современного общества. Одним из назначений государственного стандарта образования является защита обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья.

Поскольку в школе ребята проводят большую часть своего времени, необходимо, чтобы содержание урока являлось источником информации о здоровье, здоровом образе жизни.

С этой целью на уроках русского языка следует использовать тексты диктантов, которые помогают учителю обратить внимание школьников на их интеллектуальное, нравственное, физическое развитие, пропагандировать здоровый образ жизни.(см. дидактический материал)

Популяризации здорового образа жизни также служит написание сочинений по следующим темам:

«Мой любимый вид спорта» (Предполагаемый результат: мотивация занятий активными видами спорта);

Сочинение - описание природы (Предполагаемый результат: воспитание любви и бережного отношения к природе);

«Мой питомец» (Предполагаемый результат: отождествление движения и здоровья);

Сочинение – описание действий (Предполагаемый результат: воспитание интереса к активным занятиям);

«Как я провел лето» (Предполагаемый результат: предпочтение активного вида отдыха);

Мини-сочинение «Культура здоровой пищи» (Предполагаемый результат: понимание значения полезных продуктов);

Пропагандировать здоровый образ жизни можно при изучении биографии писателей и поэтов на уроках литературы.

На уроках литературы по изучению биографии Михаила Юрьевича Лермонтова можно   сообщить, что Михаил рос слабым, болезненным мальчиком. Чтобы поправить здоровье внука, бабушка часто возила его на Кавказ к минеральным водам.  Но не только целебный воздух Кавказа и лечебные воды помогли мальчику превратиться в крепкого юношу, сильного душой и телом. Этому способствовала и задорная, яркая жизнь в Тарханах. Закончив повседневные  дела, выходили  селяне, если позволяла погода, на улицу. Всюду царило оживление, особенно среди детей и молодёжи. Многолюдие служило главным стимулом для возникновения массовых подвижных игр.

Дети  играли в жмурки (или слепни, как говорили в Тарханах). Одному завязывали глаза полотенцем или платком и кричали: « Тарас- Тарас, ищи три года нас». Он, разведя руки в стороны, ловил остальных. Кого поймает или коснётся рукой, тот становится очередным слепнём. Нужно было изловчиться и увернуться от объятий слепня, неслышно поднырнуть под его растопыренные руки или замереть и не дышать, в напряжении удержаться на месте и не выдать себя. Эту игру очень любил Михаил Лермонтов. Распространённой детской игрой были прятки, или хоронушки (от слова «хорониться», т.е. прятаться). С весны до осеннего ненастья, нередко даже по морозу бегали часами вперегонки мальчишки и девчонки, а среди них будущий великий поэт России. Надоедят прятки – примутся ребята за другие игры, где можно вдоволь порезвиться, показать свою ловкость и выносливость. Самыми любимыми  у  мальчишек были чиж и  шарок. Обе эти игры, кроме подвижности и расторопности, требовали меткости и натренированности руки, силы и выносливости. Например, надо было палкой попасть в шар, вырезанный из липы диаметром 10 сантиметров. Ставили его в 8-10 шагах от кона, то есть от черты, от которой бросали в него биту (палку). В таком случае надо было не только попасть, а ударить мощно: угодить в него серединой палки, чтобы он откатился быстро и как можно дальше. Пока после удара шар катился, за ним бежал водящий, тот тоже не дремал, а что есть мочи устремлялся за своей палкой, чтобы водящий не опередил и не занял твоего места. Если кто допускал промах, то в таком случае становился водящим. Много разных игр было в Тарханах, но с лаптой соперничать не могла ни одна. О том, как проводили досуг в Тарханах, М.Ю. Лермонтов запечатлел в своём романе «Вадим».

Уучащиеся могут подготовить сообщение на тему «Здоровый образ жизни М.Ю. Лермонтова». Для изучения предлагаем взять воспоминания современников поэта.  Ученики находят много интересного. Кратко перечислим некоторые факты.

А. Корсаков, один из исследователей биографии и творчества поэта, сообщил такой факт: «В свободные от уроков часы дети проводили время в играх, между которыми Лермонтову особенно нравились те, которые имели военный характер. Так, в саду у них было устроено что-то вроде батареи, на которую они бросались с жаром, воображая, что  нападают на неприятеля. Охота с ружьём, верховая езда на маленькой лошадке с черкесским седлом, сделанным вроде кресла, и гимнастика были также любимыми упражнениями Лермонтова»(4, стр. 70)

Сохранилось много документов, подтверждающих, что Лермонтов был прекрасным наездником – это, кстати, однажды спасло ему жизнь, когда трое черкесов гнались за ним, но он ускользнул от них на своём карабахском коне.

Лермонтов знал толк в русском кулачном бое. И.К. Шугаев, один из тархановских старожилов вспоминал: « Михаил Юрьевич любил устраивать кулачные бои между мальчишками  Тархан и победителей  всегда щедро оделял сладкими пряниками, что послужило темой для «Песни про купца Калашникова…», в которой он блестяще показал кулачные бои на льду Москвы-реки»(4, стр. 62)

Постиг М.Ю. Лермонтов и искусство фехтования. Это гарантировало ему безопасность во время дуэли с французом де Барантом.

«М.Ю. Лермонтов был довольно силён, в особенности имел большую силу в руках, и любил состязаться в том с юнкером Карачинским, который  известен был по всей школе как замечательный силач – он гнул шомпол и делал узлы как из верёвок», - писал А.М. Меринский  в своих мемуарах. (4, стр. 168)

Изучая воспоминания современников М.Ю. Лермонтова, ученики  обратили внимание на один интересный факт и с юмором рассказали о нём.

М.Е. Меликов  писал: «Помню одну характерную черту Лермонтова: он был ужасно прожорлив и ел всё, что попадалось. Это вызывало насмешки и шутки окружающих, особенно барышень, к которым Лермонтов вообще был неравнодушен. Однажды нарочно испекли ему пирог с опилками; он,  не разбирая, начал его есть, а потом страшно рассердился на эту злую шутку».(4, стр. 74)

«Физическая организация молодого Пушкина, крепкая, мускулистая и гибкая, была развита гимнастическими упражнениями»,- читаем мы у П. Анненкова, первого библиографа поэта. Из воспоминаний об Александре Сергеевиче, из его писем узнаем, что он увлекался боксом, был спарринг - партнёром у князя Вяземского; купался в ледяной Сороти, принимал ванны со льдом; устроил тир в михайловском погребе и тренировался в стрельбе из пистолета, выпуская до сто зарядов в утро; обожал верховую езду и был неутомимым ходоком.

Есть интересная информация о роли физической культуры в жизни Льва Николаевича Толстого. Дневники и воспоминания о нём дают богатейший материал. Бег, плаванье, коньки, гимнастика на турнике и верховая езда – вот небольшой список забав известного писателя.

А.И. Шифман вспоминал: «В молодости Лев Николаевич был страстным охотником. Целыми днями, а порою и неделями он вместе с братом Николаем,  поэтом А.А. Фетом и другими друзьями пропадал в лесах, охотясь на волков, медведей, лисиц и зайцев» (8 стр. 66)

Нельзя не улыбнуться, читая в «Отрочестве» о том, как Толстой приучал себя «спокойно переносить все неприятности жизни». Он, например, разогревал около печки руки и потом высовывал их в форточку на мороз. Или брал тяжёлые лексиконы и держал их на вытянутых руках до тех пор, пока «жилы, казалось, готовы были оборваться». Всё это он проделывал для того, чтобы переносить тепло и холод, боль, закаливать волю и приучаться к тяжёлому труду. И так всю жизнь. Лев Николаевич, семидесятилетний, принёс в Хамовники две гири, которые купил, чтобы ежедневно тренироваться. В 1898 году Софья Андреевна  пишет в дневнике: «Он очень занят развитием мускулов, делает гимнастику с гирями..» А ещё Лев Николаевич очень много ходил. После завтрака совершал прогулку. Часа на два, иногда и больше. Это составляет 8,9 а то и 10 вёрст. По снегу, по сугробам, через ухабы. Прогулки доставляли большое удовольствие Льву Николаевичу. Ему, видимо, приятно было уже то, что он, несмотря на свои восемьдесят, может столько  ходить.

 

Таким образом, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни.

 


 

Литература:

4. Лермонтов М.Ю. В воспоминаниях современников.- М.: Худ. лит. , 1989.

5. Ломунов К. Лев Толстой. Очерк жизни и творчества.- М. : Детская литература, 1978.

6. Пушкин А.С. В воспоминаниях современников.- М.: Худ. лит,. 1985.

7. Толстая А.Л. Отец. Жизнь Льва Толстого.- М.: Книга, 1989.

8. Шифман А. И. Страницы жизни Льва Толстого.- М.: Сов. Россия, 1983.

 

 

Дидактический материал: Русский язык.


 

ДИКТАНТЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5–11-х КЛАССОВ


 

5-й КЛАСС


 

СПОРТСМЕН

Зима. Мерзнут Петины уши. И вдруг Петя видит такую картину…

Он видит в проруби человека. И человек не кричит: «Спасите!». Он никого не зовет на помощь. Напротив. Он совершенно спокойно сидит в воде. Он даже с улыбкой фыркает.

Человек вылез из проруби. Поплясал на снегу. И опять полез в прорубь.

Через некоторое время человек снова вылез из проруби и преспокойно, с улыбкой оделся. Он не стучал зубами, не ежился, ничего такого не делал. Он улыбался.

Удивленный Петя спросил:

– Вам не холодно?

– Жарко, – ответил тот просто.

– Вот это да! – сказал Петя. – Вы спортсмен?

– В том-то и дело, – сказал спортсмен. (108 слов)


 

ТОРОПИТЕСЬ ВИДЕТЬ ЗЕМЛЮ!

Разнообразна природа и красота планеты Земля. Бесконечны возможности путешествовать по ней. Любители пустынь, озер и горных вершин, любители водопадов и теплых морей, степных просторов, глухих скал или камышовых зарослей, гор или полевых ромашек, древностей Востока или современных новостроек, жары или мороза, рыбной ловли или охоты в подводных зарослях, любители пешего хождения или бешеной езды на автомобиле – все найдут то, что им нужно, что нравится…

Жаль только, что подчас не хватает времени, чтобы увидеть и узнать как следует то, что мы называем нашей Родиной.

Торопитесь летать, ездить, ходить, бродить, плавать – одним словом, путешествовать по Земле. Торопитесь видеть Землю! (106 слов)


 

ОСАНКА

Осанка – это то, как мы сидим или стоим. Во-первых, осанка влияет на формирование фигуры. Человек с плохой осанкой всегда будет казаться ниже ростом, чем он есть на самом деле. Когда мы стоим прямо, то выглядим гораздо выше, чем когда сутулимся.

Во-вторых, правильная осанка полезнее для здоровья. Если с детства приучить себя держаться прямо, тогда в более старшем возрасте тебя не будут мучить боли в спине. Человек с неправильной осанкой не сможет стать хорошим спортсменом или танцором.

Сохранить правильную осанку помогут гимнастика и занятия спортом. (89 слов)


 

6-й КЛАСС


 

ЧТО ТАКОЕ ШАХМАТЫ?

Раньше шахматы были только игрой. Постепенно они завоевали широкую аудиторию. Многочисленные любители научились ценить их красоту, появились большие мастера. Вот тогда шахматы перестали быть только игрой. Когда удается сыграть партию, которая живет год и десятилетия, шахматы становятся искусством.

Шахматы не стремятся подменить науку, хотя логика шахматной мысли роднит их с наукой. Шахматы – это борьба человеческих характеров.

Что такое шахматы – спорт, искусство или наука? Для кого-то это и то, и другое, и третье. Но сегодня шахматы – это, конечно, в первую очередь спорт.

Шахматы – это и наука, и искусство, и тончайшая система, при помощи которой мы подвергаем серьезному испытанию ум, нервы, волю. Шахматы – это гораздо больше, чем спорт. (106 слов)


 

ГРЯЗНЫЕ РУКИ

Когда мама велела Джонни помыть руки, он сказал: «Что толку без конца мыть руки? Все равно они скоро опять испачкаются».

Никто не спорит: руки у детей действительно сильно пачкаются при игре на улице, во дворе или даже дома – иначе и быть не может. Но чем больше они пачкаются, тем чаще их нужно мыть, потому что оставлять руки грязными опасно для здоровья. Если случайно потереть грязными руками глаза, они могут воспалиться от попавших частиц грязи. Если взять пальцы в рот, то болезнетворные микробы, которых полным-полно на грязных руках, вызовут расстройство желудка. Поэтому все должны следить за содержанием рук в чистоте и мыть их достаточно часто. (105 слов)


 

7-й КЛАСС


 

МЕЩЕРА

Мещера – остаток лесного океана.

Леса в Мещере глухие. Путь в лесах – это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и лесные сумерки.

В дубовых зарослях бродят безобидные медведи-муравьятники. Они расковыривают старые пни и слизывают муравьиные яйца.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши.

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. В необыкновенной, неслыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет.

Так мы и живем в палатках на лесных озерах по нескольку дней. Наши руки пахнут дымом и брусникой. Мы спим по два часа в сутки и почти не знаем усталости.

Два-три часа стоят многих часов сна в духоте городских домов, в спертом воздухе асфальтовых улиц.

По К. Паустовскому (144 слова)


 

СПОРТ – ТВОЙ ДРУГ

Нет, пожалуй, ни одного уголка в нашей стране, где бы люди не занимались спортом. Спорт, по утверждению врачей, – прекрасный вид отдыха. Занятия спортом, безусловно, полезны: они укрепляют здоровье, увеличивают работоспособность, развивают волевые качества.

Бесцельное времяпрепровождение, по общему мнению, утомляет, навевает хандру, скуку. Занимаясь спортом, наоборот, получаешь большой заряд энергии, сил, бодрости. Лыжная прогулка, волейбольные, футбольные и теннисные встречи, гимнастика – все эти и другие виды спорта, несомненно, развивают в человеке ряд полезных качеств: целеустремленность, подвижность, выносливость.

В нашей стране есть стадионы и корты, катки и спортзалы, бассейны и аэроклубы – словом, все необходимое, чтобы совершенствоваться в любом виде спорта. Любой вид соревнований: товарищеская встреча или спартакиада, чемпионат Европы или олимпиада – выявляет сильнейших в различных видах спорта. (115 слов)


 

8-й КЛАСС


 

ГОРОДКИ

Городки – одна из древнейших русских народных игр. Хорошо известно, что еще в начале XX века известный русский физиолог, наш земляк, академик Иван Петрович Павлов в свободные минуты любил поиграть в городки. В 30–40-е годы позапрошлого столетия в Рязанской губернии играли в городки, но это был небольшой кружок любителей, которые увлекались этим видом спорта.

Вспомнили о городках только в первые годы после Великой Отечественной войны. Одно из первых сообщений о городошном спорте в Рязани появилось в маленькой заметке в газете «Сталинское знамя» от 28 июля 1946 года: «Городки – интересный вид спорта, незаслуженно забытый за последнее время. С целью популяризации городошного спорта городской комитет по физической культуре и спорту проводит розыгрыш первенства Рязани. Поступили заявки от городошных команд «Динамо», «Трактор», деревообрабатывающего завода. Первые игры состоятся на стадионе завода «Рязсельмаш».

Городошные площадки были организованы на стадионе «Сельмаш» и на стадионе «Спартак», где можно было видеть, как после работы вечерами на них тренируются спортсмены. С 1946 года регулярно горспорткомитет проводит первенство Рязани по этому виду спорта. (129 слов)


 

9-й КЛАСС


 

ТРАДИЦИИ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

Этой минуты каждый раз ждут на всей земле 4 года. И вот она наступает… Затихли зрители, заполнившие огромный стадион. В тишине раздается голос, возвещающий об открытии Олимпийских игр. Прогремел пушечный салют. Зазвучали фанфары. И через минуту вспыхнувший в громадной чаше факел озарил весь стадион. Мимо трибун прошли со своими национальными знаменами команды стран, участвующих в Олимпийских играх. Прозвучали над стадионом слова традиционной клятвы, обязывающей всех участников состязаний честно бороться за победу во имя родины, славы спорта.

Дружба, зародившаяся под сенью пяти перекрещивающихся колец, будет крепнуть год от года.

На Олимпийских играх, кроме официальной эмблемы – пяти переплетенных колец голубого, черного, красного, желтого и зеленого цветов, по традиции создается талисман данной Олимпиады. Это обыкновенно изображение животного, признанного общественностью страны, организующей Олимпиаду, характерным для данной страны.

Начало этой милой традиции было положено в 1972 году. На Олимпиаде в Мюнхене гостей встречала улыбающаяся такса. В Монреале в 1976 году эту эстафету продолжал бобр. В Москве в 1980 году на Олимпиаде гостей встречал задорный, полюбившийся всем медвежонок. В 1974 году в Лос-Анджелесе талисманом был орленок Сэм, а в 1988 году в Сеуле – тигренок. (181 слово)


 

10-й КЛАСС


 

ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ?

Древнегреческий поэт и философ Симонид писал: Лучшее благо человека – это здоровье, а затем уже красота, честным путем приобретенное богатство и, наконец, возможность предаться радостям молодости в кругу друзей».

В такой лаконичной форме выражена программа поведения разумно мыслящих людей. Надо просто осознать тот факт, что для нас нет ничего превыше здоровья. Но до сих пор отношение людей к своему здоровью оставляет желать лучшего. Прочтите внимательно строки, которые были написаны много лет назад, и наверняка они будут созвучны с сегодняшним нашим временем: «…Хотя все мы хорошо осознаем всю важность здоровья для нашего счастья и благосостояния, но большинство из нас не хочет взять на себя малейший труд или прибегнуть к незначительным жертвам ради поддержания своего здоровья. Громадное большинство людей даже как бы сознательно губит свое здоровье и обрекает себя на преждевременную смерть или же подготавливает себе старость, полную страдания».

Здоровье – такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

Здоровые люди производительно работают. Они предрасположены к творчеству. Им свойственны общительность и чувство юмора. Здоровый человеческий организм обладает изумительной способностью извлекать новые резервы своей жизнедеятельности. (153 слова)


 

11-й КЛАСС

ЧТО ЗНАЧИТ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Человек должен быть духовно и физически здоровым. Вести активный, а не пассивный образ жизни. Одним из способов укрепления здоровья является физкультура. Каждый человек сознает благотворную роль физических упражнений. Но не для всех еще они стали постоянными спутниками жизни. Систематическое и рациональное использование средств физической культуры способствует укреплению здоровья, повышению общей работоспособности, приспособляемости организма человека к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.

Чтобы быть здоровым, необходимо соблюдать правильный режим питания. Еда, которую употребляет человек, должна быть вкусной, полезной и разнообразной. Наш организм должен получать как можно больше витаминов и других необходимых веществ. При правильном питании у человека появляется больше энергии и сил для запланированных дел.

Существует много вредных привычек, которые вредят здоровью человека. Курение, алкоголь, наркотики совсем несовместимы с понятием «здоровый образ жизни». Человек, который хочет быть здоровым, найдет в себе силы устоять или отказаться от вредных привычек. Люди должны заботиться об окружающей среде, о природе, потому что они являются частью ее. Все неблагоприятные условия влияют на самого человека.

Абсолютно все люди хотят быть здоровыми, красивыми, сильными, счастливыми, то есть вести здоровый образ жизни; но мало кто прилагает усилия, чтобы добиться этого. (180 слов)

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: lamzinao (07.12.2016)
Просмотров: 634 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar