«ПРЕДУПРЕЖДЕН - ЗНАЧИТ ЗАЩИЩЕН»
(1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДОМ)
(классный час для 11 классов)
Цель: дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции и мерах профилактики заболевания.
Задачи: формировать понятие о личной ответственности за свое здоровье; научить оценивать ситуации пребывания в зонах риска и соблюдать меры предосторожности.
Оборудование: памятки «Правила работы в группах», рабочие листы «Ситуации риска» (каждому учащемуся), цветные квадратики для образования групп, 16 номеров для игры «Рукопожатия-царапки», призы. презентация
Ключевые слова и понятия: ВИЧ (СПИД), вирус, патентный (скрытый, инкубационный) период, наркомания, проституция, группа риска, права человека, закон, ответственность, безопас¬ный секс, контрацепция, стерильность, разовые инструменты, гигиена, профилактика.
Содержание классного часа
I. Вводная часть.
1. Активизация участников классного часа. Деление на группы.
Можно предложить выбрать фигурку (треугольник, квадрат, круг)
и укрепить ее на груди. Затем предложить построиться в линию по принципу готовности к работе (работоспособности), по настрое¬нию (веселое или романтическое, грустное), готовности говорить или слушать. Предложить объединиться по схожести фигур, сесть за столы, выбрать имя и записать его на геометрической фигуре.
2. Напоминание правил работы в группах:
1) Каждый имеет право высказаться.
2) Думайте, прежде чем говорить.
3) Формулируйте свои выражения просто и ясно.
4) Умейте слушать и быть услышанными.
5) Уважайте мнение каждого члена группы.
6) Не оскорбляйте, не унижайте другого, даже если ваши точки
зрения не совпадают.
7) Умейте дискутировать и делать общее заключение.
8) Умейте обсудить заданную проблему за отведенное время.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы классного часа, разъяснение ее важности для будущего каждого человека.
Обсуждение в группах вопроса:
- Что ты знаешь о ВИЧ (СПИДе)?
■ Предполагаемые ответы:
ВИЧ - вирус иммунодефицита человека, а СПИД - заболева¬ние, вызванное этим вирусом (синдром приобретенного иммуно¬дефицита).
Вирус очень маленький, живет в крови человека.
Долгое время зараженный этим вирусом ничем не отличается от здоровых людей.
ВИЧ передается от больного к здоровому, может некоторое время жить вне организма.
Вирус разрушает иммунитет человека, и человек становится уязвимым для любой инфекции.
СПИД пока не излечим, болезнь заканчивается смертью.
Есть лекарства, сдерживающие размножение вируса.
Представитель одной из групп записывает результаты обсуж¬дения на доске, остальные дополняют. (При необходимости допол¬няет информацию и ведущий).
2. Игра «Рукопожатия-царапки».
Для игры вызывается 16 участников. Им выдаются игровые номера, на одном из которых нарисован красный крестик. Участ¬никам не разрешается сообщать друг другу номера.
Инструкция:
• Постройтесь в две шеренги по 8 человек лицом друг к другу.
• Совершите рукопожатие с игроком из противоположной команды, но так, чтобы тот, у кого на номере крестик, слегка ца¬рапнул партнера.
• Сделайте по желанию еще 2-3 рукопожатия с кем хотите, при этом каждый, кого царапнули, должен обязательно передавать «ца¬рапку» всем партнерам по рукопожатию.
Анализ итогов игры.
- Что продемонстрировала игра, кто догадался?
Предполагаемый ответ:
- Она продемонстрировала высокую скорость распространения болезни.
3. Обсуждение в группах вопросов. Возможно заполнение анкеты с последующим обсуждением. (См. Приложения к классному часу. Приложение 1)
1) Как можно заразиться ВИЧ?
(Через кровь (переливание крови от инфицированного): от больной матери при рождении, через грудное молоко; через меди¬цинские или другие инструменты, нарушающие целостность кож¬ного покрова; половым путем.)
2) Где можно заразиться ВИЧ?
(В больнице, маникюрном или педикюрном кабинете, тату-салоне, пирсинг-салоне, салоне художественного шрамирования, в тюрьме, в местах, где собираются наркоманы, в армии, в местах скопления проституток.)
3) Кто входит в группу риска по ВИЧ?
(Наркоманы, проститутки, медработники, заключенные, сол¬даты.)
Представители групп заполняют на доске таблицу по вопро¬сам: Как? Где? Кто?
Ведущий дополняет ответы: использует презентацию
4. Работа в группах по содержанию рабочих листов. ( Приложение 2, )
Обсуждение ситуации:
- Насколько она опасна относительно возможности быть инфи¬цированным?
- Какое продолжение может иметь описанный случай?
- Как бы Вы поступили в такой ситуации?
III. Заключительная часть.
1. Выступление ведущего с рассказом о правах и обязанностях граждан по охране здоровья.
Право на охрану здоровья. Уголовная ответственность за умыш¬ленное заражение.
Тайна обследования, права человека. Личная ответственность за свое здоровье.
2. Составление коллективного пожелания (напутствия) ровес¬нику «Как уберечь себя от ВИЧ?».
- Давайте дорисуем солнышко так, чтобы на его лучиках были написаны или нарисованы советы, как уберечь себя от заражения ВИЧ. В центре солнышка нарисуйте лицо, которое отразит, на¬сколько сегодняшние знания и советы помогут вам избежать зара¬жения ВИЧ.
Пожелание (напутствие) ровеснику «Как уберечь себя от ВИЧ?»
• Будь осторожен в зонах риска.
• Соблюдай личную гигиену.
• Пользуйся разовыми или индивидуальными предметами, пред¬полагающими контакт с жидкими средами организма (к таким предметам относятся шприцы, лезвия, бритвы, несессеры и пр.).
• Избегай случайных контактов.
• Откажись от наркотиков.
• Относись внимательно к своему здоровью
IV. Подведение итогов.
Ответы на индивидуальные вопросы.
V. Рефлексия.
- Укажите Ваше имя
- Отразите степень Вашей включенности в работу группы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вспомните сегодняшнюю работу и продолжите фразы, отра¬жающие Ваши впечатления и чувства в ходе работы группы:
Я понял
Меня удивило _
Я почувствовал ____
Думаю
Меня раздражаю _
Мне понравилось _
- Был ли момент, когда Вы испытали чувство «прорыва»?
Когда это произошло? __
ПРИЛОЖЕНИЯ к классному часу по теме
«Предупрежден - значит защищен»
Приложение 1
Анкета
1. Что ты знаешь о ВИЧ (СПИДе)?
- Расшифруйте ВИЧ и СПИД, это одно и то же?
- Где живет вирус, может ли он жить вне организма, если да, то как долго?
- Каковы размеры вируса?
- Как много времени проходит с момента заражения до момен¬та обнаружения ВИЧ-инфекции?
- Какое действие на организм оказывает вирус?
- Как относится вирус к кипячению?
-Каковы признаки болезни?
-Излечимо ли это заболевание?
2. Как можно заразиться ВИЧ (СПИДом)?
- Назовите источник заболевания.
- Назовите способы передачи болезни.
3. Где можно заразиться ВИЧ (СПИДом)?
- Назовите места, где надо соблюдать особую осторожность.
4. Кто составляет группу риска по ВИЧ?
- Назовите группы людей или профессий, где вероятность за¬ражения особенно высока.
5. Как уберечь себя от ВИЧ?
- Что конкретно надо делать, чтобы не заразиться?
- Какие гигиенические правила могут уберечь от заражения?
Приложение 2
Рабочий лист к теме «ВИЧ (СПИД)»
Обсудите ситуации риска по вопросам:
- Насколько каждая из них опасна заражением ВИЧ?
- Какое продолжение имеет описанный случай?
- Как бы Вы поступили в такой ситуации?
1. Мама попросила первоклассника сына по пути из школы вы¬нуть газеты из почтового ящика. Ребенок, вынимая почту, укололся об иглу шприца (его бросил в ящик один из наркоманов)...
2. У дома стояла компания ребят и девушек. Зина шла мимо. Ребята сказали, что им не хватает одной девушки для пары, и при¬гласили Зину в свою компанию. Она плохо знала ребят, но согла¬силась, так как не хотела в праздник быть одна. Им было весело, пили шампанское и играли в «бутылочку»...
3. У Влада на уроке из носа пошла кровь, Инна дала ему свой носовой платок. Мальчик хотел вернуть платок после стирки, но Инна сказала, что постирает сама, и положила его в карман. После урока Инна передвигала стул и поранилась о торчащий шуруп. Ру¬ка непроизвольно потянулась в карман, где лежал платок...
4. Ранним утром в подъезде собирались наркоманы, обычно
они бросали шприц на пол, но сегодня захотели подшутить над
жильцами. Они вставили иглу от шприца в пластиковую оболочку
перил острием вверх...
|